Оригинал взят у в
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/133069443.f6/0_8700e_927cee64_L.jpg)
Советские мультфильмы — они как Пушкин: наше всё. Только в отличие от Пушкина некоторые из них закладывают плохие модели поведения и мировосприятия. Вот тройка худших, с точки зрения автора, советских мультфильмов с объяснением, что в них не так.
Итак, худшие советские мультфильмы1. Паровозик из Ромашково.
Паровозик постоянно опаздывает, потому что отвлекается на разные «более важные» дела: то пособирать ландыши, то послушать соловья, то посмотреть на рассвет. На претензии пассажира («Что за безобразие! Мы ведь опоздаем на станцию»
отвечает в духе «Да? ну и что ж. Но если мы не увидим первых ландышей, мы опоздаем на всю весну». Позиция паровозика воспринимается как однозначно правильная, в то время как обоснованные претензии пассажира воспринимаются как занудство.
youtu.be/IpxNSZ9Y99U
Помимо приоритета «более важных дел» над работой (стеретип «главное, чтобы человек был хороший»
показана непоследовательность главного героя. Когда пассажир подстраивается под его модель поведения и сам начинает обосновывать остановку («мы опоздаем на всю жизнь»
, паровозик внезапно начинает торопиться на станцию.
2. Марусина карусель.
Неудачная попытка лошадки с карусели изменить свою жизнь. Сначала она захотела работать такси, потом поехала в деревню, а после этого решила стать цирковой артисткой. Ни одно из начинаний ей не удается, и она сокрушается: «Ну почему? почему мне так не везет? Ну неужели я такая уж бездарная?» При этом Маруся стремится сразу стать звездой цирка — об обучении ни слова.
youtu.be/ptFEQQOrNAU
Обоснование своих неудач невезением усиливается здесь нытьем мальчика «хочу кататься на Марусе» и радостью вновь обретенного места на карусели. Стереотип «где родился, там и пригодился» в самом лучшем своем проявлении: не надо учиться новому, есть люди, которым вы нужны и здесь. Педагоги, узнаете себя?
3. Мама для мамонтенка.
Полное отсутствие здравого смысла и убийство остатков логики. Сначала дедушка-морж отправляет маленького мамонтенка на льдине «на далекие берега за теплые (!) моря». Заметьте: вся забота моржа заключается именно в том, чтобы отправить мамонтенка, а доплыл он или утонул — это моржа уже не касается.
youtu.be/BnouTiO9urs
В этой истории о том, как делегируется ответственность, бегемотиха «сбагривает» мамонтенка слонихе со словами «Смотри: у него и нос, и уши — всё как у тебя». То, что животному с шубой может быть неуютно в жаркой стране — никого здесь не заботит. Дополняется эта картина словами «меня не пугают ни волны, ни ветер — плыву я к единственной маме на свете», в которых отразилась вера в «авось» и убеждение в том, что планирование не важно.
FAQ
1. Это троллинг?
Это был бы троллиг, если бы я пришел в сообщество любителей советских мультфильмов и опубликовался там. В реальности есть обычная запись в частном блоге.
2. Можно ли сказать, что советские мультфильмы — плохие, а американские и японские — хорошие?
Нельзя. Есть разные советские мультфильмы и разные иностранные мультфильмы. Не стоит их противопоставлять: сравните мультфильмы Владимира Сутеева и Уолта Диснея — техника один в один.
3. Можно ли серьезно анализировать детские мультфильмы, детскую литературу, детские сказки?
Можно. Утверждения о неуместности трактовки продукта, сориентированного на психику трехлетнеголетнего ребёнка, взрослым человеком и с позиции взрослого человека, — это глупость. Сказки и мультфильмы — это такой же предмет научного исследования, как бозон Хиггса, к примеру.
Более того, детские сказки успешно анализируются учеными с конца XIX века и уже почти сто лет прошло с того времени, как у ученых-гуманитариев есть инструментарий для проверки «гармонии алгеброй». К примеру, есть очень авторитетный разбор детских сказок, сделанный Владимиром Проппом, — Морфология волшебной сказки.
4. Понимают ли дети мультфильмы и сказки лучше взрослых?
Понимают иначе — да, лучше — нет. У детей как правило нет тех фоновых знаний, которые есть у взрослых, поэтому дети как правило видят меньше, чем взрослые. К тому же, уровень абстракции у детей ниже.
5. Воспитывают ли детей сказки и мультфильмы?
Нет. Детей воспитывают родители. Сказки и мультфильмы — это лишь одна из возможностей сказать ребенку, что можно, а чего нельзя. Показать образцы поведения в ситуациях, которые могут быть знакомы ребенку.
6. Интереснее ли детям смотреть, «как кот с мышью друг друга по башкам лупят»?
Маленькие дети будут скорее смотреть на все, что мельтешит, чем на то, что двигается плавно. Но это не интерес, а рефлекс.
Автор